Общепризнано значение сочинений, практикуемых на уроках литературы, в постижении литературы как учебного предмета, в идейно-политическом, нравственном, эстетическом воспитании школьников, в изучении и формировании интересов, вкусов, убеждений учащихся, в совершенствовании их связной речи.
Вместе с тем сочинения учащихся на литературные темы нередко вызывают у учителей и методистов неудовлетворение и тревогу: как правило, отмечается безликость, «похожесть» сочинений, бедный, невыразительный язык, отсутствие интереса к самому виду работы. Так, по данным В.А.Борисовой и М.Я.Мишлимович, проведшим анкетирование свыше 500 учащихся 10—11 классов, почти у 40% отвечавших вызвал растерянность вопрос «Для чего вы пишете сочинения?». Чаще всего ученики «видят в сочинении только средство развития речи».
Задачи развивающего обучения, растущий объем знаний при недостаточном количестве учебных часов на их усвоение требуют особого внимания ко всем формам самостоятельности в обучении и развитии.
Умение самостоятельно пополнять знания при изучении литературы в конечном итоге сводится к умению читать художественную литературу. «Чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму: вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность»,— справедливо утверждает Н. И. Кудряшев.
Современный школьник охотно, читает книги о военном лихолетье: из десяти прочитанных книг, как правило, три-четыре о войне. Если учащихся IV — VI классов больше увлекает сюжет произведений о народном подвиге, то старшеклассников — характер подвига, его истоки, они хотят понять, что это было за время и что это были за люди, которые прошли через испытания войны, продемонстрировав всему миру идейную убежденность, гуманизм, интернациональное братство.
«Пушкинский» характер знаменитой некрасовской «Элегии» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») отмечен давно. Так, В.В.Гиппиус, указав в стихотворении Некрасова на ряд близких пушкинской «Деревне» строк, заявлял, что Некрасов «явно стилизует свою элегию, выдерживая ее в архаическом стиле 10—20-х годов, возвращаясь к александрийскому стиху, не тронутому им с 1851 года, и даже прямо — возможно, даже сознательно — воспроизводя пушкинские поэтические формулы:
Уже несколько десятилетий прошло с тех пор, как на страницах журнала «Юность» появилась повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…». Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страну, и за рубежом. Экранизация, осуществленная режиссером С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. В библиотеках организуются конференции, на которых читатели горячо спорят о судьбах героев. Писатель получал десятки тысяч писем, авторы которых просили ответить на волнующие их вопросы. В школах на уроках внеклассного чтения и вечерах звучат отрывки из повести, проходят диспуты, организуются конференции. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка, - трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нашей стране победа.
В XIX веке русская литература приобрела всемирное значение. В России шли бурные социальные процессы. «Переворотился» старый патриархальный порядок, «укладывался» новый, ещё неведомый русским людям строй - капитализм. Перед литературой стояла задача показать русского человека переходной эпохи. Ведущим жанром русской литературы стал роман. Русский роман поднялся до огромных высот. Пронзительная социальность, глубочайшее проникновение во внутренний мир человека и его духовную жизнь сочетались в нем с отказом от условностей старой литературы, стремлением показать жизнь в формах самой жизни, добиться абсолютной естественности и простоты.
В конце XV века Испания стала единым объединенным государством. Дремавшие творческие силы получили бол ее благоприятные возможности для развития в различных сферах действительности. Страна с некоторым опозданием вступала на путь ренессансного переустройства, сказавшегося; естественно, и в подъеме культуры.
Испания, как и соседняя Португалия, вела в Америке захватнические войны, которые помогли укреплению ее политического и экономического значения. Однако огромные ценности не способствовали обогащению страны и ее экономическому развитию. Стремление стать мировой державой, вмешательство в дела европейских государств оказались причиной многих неудач внешней политики. Отпадение Нидерландов и разгром дорого стоившего флота «Непобедимой армады» свидетельствовали о начале упадка могущественной державы.
Слова, которые объективно изображают действительность и одновременно способствуют созданию «образа автора» в произведении, передают его отношение к описываемому, представляют особый интерес. В повести Л.Н.Толстого это прежде всего интеллектуально-оценочные, стилистически нейтральные слова, используемые обычно в своем прямом значении.
Многообразны их функции в сложной речевой архитектонике произведения. Обращает на себя внимание обилие этой лексики, группирующейся по предметно-смысловым и оценочным рядам. Яркую и радостную картину создает описание цветов: с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие цветы повилики, чудный малиновый, в полном цвету, репей, нежные цветы букета.
Во многих методических работах высказывается мысль о развитии сенсорной культуры школьников. Б. Т. Лихачев говорит о том, что развитие сенсорной культуры «требует специального и систематического внутреннего видения, зрения, слуха, пространственных представлений, фантазии как психологической основы творчества и соучастия в нем в момент восприятия художественных произведений. Только вследствие специального обучения воспитывается богатая натура, обладающая способностью к творчеству». Поэтому статья Н. Я. Мещеряковой и Л. Я. Гришиной «О формирований читательских умений на уроках литературы», где этот вопрос, на наш взгляд, затронут, представляет значительный интерес в методологическом плане. Интересны и отдельные весьма тонкие наблюдения авторов.
Методика литературы активно разрабатывает вопрос о первоначальном восприятии произведения, его анализе, о роли теоретических знаний в литературном развитии, но уделяет значительно меньше внимания проблеме подготовки ученика к чтению. Если же подготовка и проводится, то обычно без системы и целенаправленного педагогического руководства.
Подготовка к чтению, особенно когда речь идет о классических произведениях, необходима в силу ряда причин, среди которых и недостаточный объем знаний школьников в области литературы, и малый опыт самостоятельного анализа, и неяркое эмоционально-образное восприятие.
По программе начальное представление о реализме дается в 9 классе при изучении творчества Пушкина на его лирике и романе «Евгений Онегин». Первое понятие о реализме учащиеся получают, таким образом, при изучении лирических произведений.На наш взгляд, знакомство с биографией и лирикой поэта целесообразно вести одновременно, по периодам.
Первый урок, посвященный общественно-политической лирике (вольнолюбивые мотивы), обычно следует после знакомства с петербургским периодом жизни Пушкина (1817— 1820), затем восьмиклассники узнают о жизни поэта в ссылке на юге и читают романтические произведения — «Погасло дневное светило», «К морю».
Одна из важнейших задач преподавания литературы в школе — воспитание умного, чуткого, отзывчивого читателя — не может быть решена без уроков внеклассного чтения.
Нередко литература как школьный предмет и чтение «для себя» лежат на разных «полочках» сознания учеников 5—8 классов, навыки вдумчивой работы с текстом, формируемые на уроках литературы, не переносятся на домашнее самостоятельное чтение. Даже обширные читательские формуляры не всегда являются достаточным показателем литературного развития: интерес к событийной стороне произведения, невнимание к особенностям художественной формы, к авторскому слову, естественные для десяти-одиннадцатилетних читателей, часто свойственны ученикам и старшего возраста.
Русская классическая литература всегда отличалась обостренным вниманием к духовному миру человека, утверждением идеала. Восхищение человеком и душевная боль при виде его пороков, желание видеть его творцом, а не разрушителем, призыв к гармоничным отношениям между людьми и людьми и природой — вот те гуманистические принципы, которые советские писатели восприняли от своих великих предшественников, наиболее убедительно эти принципы воплотились в том мощном литературном явлении, каким явилась в 60 — 70-е годы так называемая «деревенская проза». Огромный интерес, вызванный произведениями Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, Е. Носова, В. Распутина, объясняется прежде всего честной и мужественной постановкой проблем, затрагивающих интересы всех слоев населения как в городе, так и в деревне. Сбылись слова В. Белова об общечеловеческом, общенациональном значении тем, разрабатываемых им и его единомышленниками. Без сомнения, одной из центральных в этом ряду была тема формирования нового человека на основе всего лучшего, что веками откладывалось в человеке «старом».
Нам не всегда удается вписать духовные искания русских писателей, мятежные вопросы, волнующие героев их книг, в наши сегодняшние нравственные искания. О поисках в решении этой трудной методической задачи и пойдет речь.
Все произведения, к которым мы обратимся (кроме одного), написаны на протяжении очень короткого времени — всего шести лет. Все они, за исключением одного стихотворения, посвящены молодому человеку. И не просто молодым людям. «Страстное, грешное, бунтующее сердце», — сказал Тургенев о Евгении Базарове. Так вот, все произведения, о которых нам предстоит говорить, — о страстном и бунтующем сердце. На протяжении нескольких лет русская литература исследовала самые различные типы протеста против существующей действительности. Интерес к бунтующему сердцу и бунтующему сознанию определялся временем, когда создавались эти произведения. И вместе с тем их нравственно-философские уроки глубоко современны, ибо ведут нас к ключевым мировоззренческим вопросам, к проблемам идей и идеалов, смысла и цели жизни, основополагающих ценностей человеческого бытия.
Книга эта необычна уже по своему утрачивает свои основные природные рождению: начавшись на газетном листе, она шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма А. Твардовского дает глубоко правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа. Поэт сумел в образе Василия Теркина выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты.
В «Василии Теркине» Твардовский, в сущности, решал изначальную проблему искусства слова — проблему создания образа положительного героя. Однако наше представление о положительном герое, об эпохе в целом было бы далеко не полным, как и сама поэма, если бы в ней не было еще одного, не менее главного, особого героя — самого поэта. Твардовский хотел выразить свое восприятие событий, свое отношение к ним, свои думы и чаяния, созвучные думам и чаяниям всего народа в годы войны.
Успешное решение задач нравственного воспитания при изучении литературы обеспечивается прежде всего глубоким постижением художественного произведения как целостного эстетического явления. Без реализации этого важнейшего условия воспитательное воздействие литературы на школьников не может быть адекватным ее возможностям. В то же время нельзя рассчитывать на глубокое нравственное влияние предмета на юных читателей, если педагог не будет специально организовывать их деятельность в освоении, переживании его этического содержания и управлять ею.
В связи с этим большое значение приобретают определенные установки, система воздействий учителя, направленных на выявление воспитательных возможностей литературных произведений, усиление их действенной роли в нравственном становлении личности. Таким образом, возникает проблема соотношения, взаимосвязи двух процессов — обучения и воспитания, каждый из которых имеет свои особые задачи и способы их реализации.
В русской поэзии не было поэта, который бы так глубоко и сильно воспринимал движение времени. Пушкин остро чувствовал, что и судьба людей, и внутренние силы каждой личности зависят от власти времени. Возвращаясь памятью к событиям 2 — 3-летней давности, он уже в лицейских стихах осознавал временной разрыв между прошлым и настоящим. В оде 1814 года «Воспоминания в Царском Селе» нас покоряет искренний восторг юношеского патриотизма, но стихи отражают и горечь от сознания невозвратимости самого события, недавнего, но уже ушедшего в прошлое: